RUS  |  ENG

Россия, 620075
г. Екатеринбург,
ул. Красноармейская, 32
т/ф. +7 (343) 350-22-00
посмотреть на Google.Map

 

Задать вопрос
галерее
modernart@list.ru

 

Часы работы:
Ежедневно с 11 до 20

Туржанский Леонард Викторович

1875 - 1945

Родился в 1875 году на Урале, в семье врача.

С юных лет увлекся живописью, и вопрос о выборе жизненного пути был решен однозначно. В 1898 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у В.Н. Бакшеева, В.А. Серова, К. А. Коровина. Испытав поначалу влияние своих именитых учителей, Л. Туржанский ушел от простого подражания их манере и сумел выработать собственный стиль.

Среди его ранних работ есть и портреты (артистки М. Петровой, писателя И.А. Бунина, 1905 г.), и жанровые полотна ("В провинции", 1910 г.), но творческое лицо живописца наиболее ярко проявилось в пейзаже. Еще в годы учебы он показал на выставке Товарищества передвижных хуожественных выставок цикл работ, написанных во время путешествия по русскому Северу ("Север. Тихий вечер", "Поморы на промыслах" и др., 1905 г.), и предстал в них как вполне сложившийся, смелый мастер, по-своему воплощающий поэтическое начало природы. Недаром лучшие из этих пейзажей сразу были приобретены для Третьяковской галереи.

Постоянным источником творческого вдохновения для художника была природа родного Урала. Милая его сердцу деревня Малый Исток под Екатеринбургом не отличалась оригинальной красотой, но именно здесь Л. Туржанский черпал свои излюбленные мотивы, питавшие его искусство долгие годы.  С 1920 г. художник живет в Москве, но каждую весну приезжает в родные края. Он любил изображать мирную жизнь земли, тишину, в которой слышатся привычные деревенские звуки: "Пашня" (1910 г.), "Осень. Солнце", "К вечеру" (1912 г.), "Этюд. Средний Урал", "Деревенская улица" (1930-е гг.) и др. Обладая великолепным даром анималиста, Л. Туржанский почти каждый свой пейзаж одушевляет присутствием домашней живности - это куры, телята, козы, а чаще всего - лошади, наделенные каждая своим характером, настроением ("Желтый жеребенок", 1914 г.; "Ранняя весна", "Деревенские лошадки", 1910-е гг. и др.).

Картины художника немногословны, бесхитростны, лишены каких-либо эффектов, просты и цельны по композиции. Главное содержание его полотен заложено в колористическом решении. Прирожденный живописец, он мыслит и чувствует цветом, причем его гамма построена не на богатстве палитры, а на возможностях избранных красок. В картинах мастера преобладают насыщенные "земляные" тона - красно-коричневые, зелено-желтые.

Его дар колориста, тонкое чувство декоративности цвета с впечатляющей полнотой проявились в таком специфическом жанре, как изображение интерьеров. Подобно другим представителям Союза русских художников, членом которого Л. Туржанский стал с 1912 г., он увлекся мотивами патриархальной старины. Но не тоска об ушедшей в прошлое жизни усадьбы, а восторг перед красотой предметов, их живописным бытием отчетливо выражен в его работах "Интерьер. Красный ковер" (1921 г.), "Интерьер. Большая Никитская" (1928 г.) и др.

Вклад Л. Туржанского в развитие русской живописи и особенно пейзажа неоспорим. Творчески связанный с традициями, он вместе с тем решительнее, чем кто-либо из мастеров Союза русских художников, обогащал их новыми приемами живописного обобщения.

> вернуться

 
Дизайн: Н. Ермакова Разработка: Д. Ермаков
инфо события виртуальный визит пресса о нас контакты документы
каталог авторы
текущая архив медиа визитки презентации
картины постеры книги комиссия как купить
экскурсии аренда залов экспертиза багетная мастерская коктейль-бар школа творчества
информация о содружестве участники содружества рейтинги и продажи
продажа приобретение