RUS  |  ENG

Россия, 620075
г. Екатеринбург,
ул. Красноармейская, 32
т/ф. +7(343)350-22-00  


посмотреть на Google.Map

 

Задать вопрос
галерее
modernart@list.ru

 

Часы работы:
ежедневно с 11:00 до 20:00 (касса до 19:00)

Урал и Африка: картины маслом

Вечерний Екатеринбург, Екатерина Шакшина, 6 июля 2011 г.

На выставке в Екатеринбургской галерее современного искусства «лицом к лицу» расположились первые свердловские работы мастера – «Над Исетью» и «Городской пруд». Над рекой у моста пробуждается от зимнего сна старое дерево, а снег вокруг и быстрая вода внизу – не серые, усталые, а почти весенние, розоватые под скупым светом еще холодного солнца… На набережной пруда уже все в цвету – и вазоны, и газоны, и нарядные модницы, гуляющие мимо гипсовых «Венер» с веслами на постаментах. Навстречу выплывает здание-«кораблик» стадиона «Динамо»… Студенты Уральского Федерального университета написали в книге отзывов о своем открытии: «Мы узнали наш город 1947 года».

А вот эта узнаваемая городская картина – главный проспект, здание мэрии, гимназия №9, Дом актера – последний урбанистический пейзаж Александра Бурака. Вообще последняя его работа, датированная 1996 годом. Через год художника не стало. Это последний взгляд на город, в котором он, сибиряк по рождению, жил и работал полвека…

В воскресенье, 10 июля, исполняется 90 лет со дня рождения известного екатеринбургского художника Александра БУРАКА. К юбилею в Екатеринбургской галерее современного искусства показывают большую ретроспективную экспозицию произведений замечательного мастера.

Разнообразные картины уральской природы, индустриальные и лирические пейзажи, портреты и жанровые полотна… Более 130 работ! Выставку можно было бы назвать «Весь Бурак», если бы она уже не была названа строго и скромно — «Александр Бурак (1921—1997). Живопись, графика». Это совместный проект галереи и хранителей творческого наследия художника Татьяны и Леонида ОРЛОВЫХ. В экспозицию вошли, кроме работ из частных собраний, произведения из фондов Екатеринбургского и Нижнетагильского музеев изобразительных искусств.

Весь Урал — от заснеженного Заполярья до зелёных ландшафтов — написан маслом на картонах и холстах. Все его ветреные дни, все ясные полдни, все речки и пруды с залётными чайками, все лесные чащи с царственными соснами и простенькими редкими цветами, все стога, все стада… Это, конечно, кажется, что — все. Мастер воссоздавал реальный пейзаж в картине маслом так, что «закрывал тему», на самом-то деле неисчерпаемую. Повторять за Бураком просто не имело смысла. А вот он сам время от времени возвращался к какому-нибудь «Двуреченскому пруду», и особенно часто — к горам, скалам, валунам «каменного пояса». Рассматривая пейзажи Бурака, понимаешь, что и неживой, бездушный камень может быть выразителен, и одухотворён, и загадочен, как и лес, и вода, и человек.

Жанровые картины Бурака — особая тема. Как в своё время художники-передвижники, он наполняет картину драматическим сюжетом. Нарядная «неравная пара» явно настроена не в унисон празднику («После бала», 1953), за их спинами остаётся и новогодняя ёлка в торжественном зале, и тоскующий «третий», провожающий взглядом молодую жену немолодого советского сановника. Горькая сцена «К сыну за помощью» (1954), где ни сын, полирующий ногти, ни невестка, оставившая наконец в покое клавиатуру открытого пианино, не смотрят в сторону пожилой гостьи… А в картине «производственной тематики» под названием «Плавка выдана» (1957) художник Бурак посмел написать не труд-подвиг у огнедышащей печи, а смертельно усталых сталеваров. У одного тлеет в руке забытый окурок папиросы, другой пьёт воду из фонтанчика, обнажённый по пояс их товарищ смывает пот у рукомойника, а четвёртый неподвижен, опустошён, смотрит и ничего не видит остановившимся взглядом — он как будто ещё там, у той самой печи…

Заядлый путешественник, Александр Бурак изъездил с этюдником Уральские горы и дальние страны. Даже Африка могла бы назвать его «своим художником». В африканских работах Бурака совсем другие цвет, и свет, и динамика: жаркие, слепящие, то медленно-тягучие, то страстно-ритмичные. Он припал к африканской яркости после строгой колористической гаммы, словно жаждущий к роднику. Жёлтые верблюды на жёлтом песке — как жёлтый мираж в пустыне, сливающейся на горизонте с очень синим небом. Темнокожие девушки, похожие на вырезанные из чёрного дерева статуэтки, кажется, танцуют не под звуки тамтамов, а под взмахи его кисти. Торговки на базаре в Дакаре представляются добродушными и щедрыми: ну разве можно быть жадной среди таких спелых, таких избыточных даров африканской природы... Не вся Африка у Бурака «в масле». Ему захотелось попробовать другую технику, и в результате получился удивительный «этнический» триптих «Искусство древней Африки» — на древесно-стружечной плитке.

В конце позапрошлого века уральский классик Дмитрий Мамин-Сибиряк отмечал в очерках: «Урал ещё ждёт своего художника, который воспроизведёт на полотне его оригинальные, полные своеобразной прелести и суровой поэзии красоты…» В середине прошлого века Урал дождался целой плеяды таких живописцев и графиков, но и среди них Александр Бурак выделялся индивидуальностью и мастерством.
 

> к списку статей

 
Дизайн: Н. Ермакова Разработка: Д. Ермаков
инфо события виртуальный визит пресса о нас контакты документы
каталог авторы
текущая архив медиа визитки презентации
картины постеры книги комиссия как купить
экскурсии аренда залов экспертиза багетная мастерская коктейль-бар школа творчества
информация о содружестве участники содружества рейтинги и продажи
продажа приобретение