RUS  |  ENG

Россия, 620075
г. Екатеринбург,
ул. Красноармейская, 32
т/ф. +7(343)350-22-00  


посмотреть на Google.Map

 

Задать вопрос
галерее
modernart@list.ru

 

Часы работы:
ежедневно с 11:00 до 20:00 (касса до 19:00)

Течение авангарда: от океана до океана

Вечерний Екатеринбург, Екатерина Шакшина, 10 июля 2014 г.

Берега Атлантики, Франция — «колыбель» множества направлений изобразительного искусства. С неё и начинается новая выставка «Авангард. ХХ век», открывшаяся 8 июля в Екатеринбургской галерее современного искусства (ЕГСИ, ул. Красноармейская, 32). На фоне работ Андре МАРШАНА, одного из известных представителей французского авангарда, начала экскурсию для ВЕ куратор проекта, искусствовед санкт-петербургского «Арт-центра в Перинных рядах» Ирина КОСТЕРИНА.

Питерский арт-центр предоставил екатеринбуржцам свою коллекцию мирового авангарда прошлого столетия полностью: 61 работу. Это в большинстве своём литографии, есть шелкография, офорты и пастель — в единственном числе. Особого внимания заслуживают на этой выставке 32 информационных планшета, стилизованных под страницы популярных газет разных стран. Сведения о французских авангардистах, например, представлены «страничкой» из Lе Figaro, о их российских коллегах читаем в «Известиях», о знаменитом испанце Сальвадоре ДАЛИ — в El Pais, а о коллективном проекте американских художников 1970-х рассказывает The Washington Times. Проект называется «Папка мира» (Peace Portfolio), и так получилось, что духом и названием именно он отражает атмосферу всей выставки, вместившей целый век авангарда от океана до океана…

Самые знаменитые имена на выставке принадлежат столпам мирового авангарда. Причём в этой «папке мира» некоторых художников признают безусловно своими сразу две страны. Так, Марк ШАГАЛ принадлежит и России, и Франции. Великий уроженец Витебска представлен здесь двумя замечательными литографиями, созданными уже на новой родине, в 1962 году, — «красной», тёплой, библейской и «синей», вечерней, холодной, без названия. Его личный художественный век родился вместе с ХХ веком, а закончился за 15 лет до последнего года столетия. Он ровесник авангарда и его долгожитель. Русского художника Василия КАНДИНСКОГО в Германии считают немецким художником. Его работы в экспозиции рядом с творчеством соотечественника Андрея ЛАНСКОГО, а сведения о его деятельности «опубликованы» в немецкой газете Die Welt.

Сальвадор Дали полагал, что авангард позволяет уйти от антропоцентрического образа судьбы. И это высказывание гения сюрреализма можно прочитать рядом с его литографиями «в газете» (то есть на информационном планшете), явно опровергающими это утверждение. Несущими совсем иной смысл. К примеру, «Сикстинская дева» — чудесный парафраз на тему РАФАЭЛЯ.

Бельгиец Рене МАГРИТТ вновь очаровывает своими ярко-цветными и как будто прозрачными «Большой семьёй» и «Великой войной». Венгр Виктор ВАЗАРЕЛИ «затягивает» в головоружительно прекрасную воронку виртуозными оптическими «обманами». А рядом с работами великих — произведения тех, кого мы знаем мало и не знаем вовсе. И эти художники — удивительное открытие, почти невозможное. Как если бы Гольфстрим из Атлантического перебрался в Тихий океан. В природе — нонсенс, в искусстве авангарда — обычное дело.

Куратор проекта Ирина Костерина наглядно показала всеобщность, всемирность художественного течения авангарда, где каждый творит по-своему, оставаясь свободным. В работах нидерландских художников и датских мы ясно ощущаем эту общность, и это объяснимо. Но вот японское искусство, которое ассоциируется обычно с гравюрами укиё-э, на стенах авангардной экспозиции представляется экзотикой. Тем не менее офорт Шоичи ХАСЕГАВЫ, прожившего на свете почти весь ХХ век и живущего в ХХI, — несомненный авангард с этой вольной метафоричностью, той самой «антиантропоцентричностью» и с японской неземной и «незаметной» тщательностью. А напротив — работа вьетнамского мастера ЛЕБАДАНГА, где лёгкий оттиск, полный нежности, остался на рисовой бумаге, как следы на прибрежном песке.

Самая знаменитая художница Гренландии Ака ХЁХ тоже позиционирует себя как авангардист, хотя её «Девочка» воспринимается сегодня вполне традиционно. Но, как объяснила нам куратор Ирина Костерина, художница, создавая этот портрет, ещё не знала об авангарде столько, сколько известно нам, в XXI веке.

Весь мир ХХ века, с его тревогами, бедами, размышлениями, любовью, исканиями, уместился в этом «портфолио» авангарда. Здесь все вместе, и каждый — свободен.

> к списку статей

 
Дизайн: Н. Ермакова Разработка: Д. Ермаков
инфо события виртуальный визит пресса о нас контакты документы
каталог авторы
текущая архив медиа визитки презентации
картины постеры книги комиссия как купить
экскурсии аренда залов экспертиза багетная мастерская коктейль-бар школа творчества
информация о содружестве участники содружества рейтинги и продажи
продажа приобретение