RUS  |  ENG

Россия, г. Екатеринбург,
Верх-Исетский бульвар, 15/4
Синара Центр

 

Задать вопрос
галерее
modernart@list.ru

 

Часы работы:
ежедневно с 11:00 до 21:00 (касса до 20:00)

«На краю Европы. Страницы художественной жизни Екатеринбурга»

, Екатернибургская галерея современного искусства, 23 октября 2015 г.

В Санкт-Петербургском Музее современного искусства «ЭРАРТА» прошел уникальный проект «На краю Европы. Страницы художественной жизни Екатеринбурга». Впервые в рамках долгосрочной программы «Россия в Эрарте» в Санкт-Петербурге были представлены работы 18 ведущих художников Екатеринбурга.

Арт-директор Музея современного искусства "ЭРАРТА" - Владимир Назанский, рассказал о том, как создавалась программа "Россия в Эрарте", и поделился интересными фактами проекта "На краю Европы. Страницы художественной жизни Екатеринбурга".

- Владимир Олегович, расскажите о программе «Россия в Эрарте».

«Россия в Эрарте» существует и реализуется уже несколько лет. Цель проекта — содействие развитию современного искусства и формированию единого культурного пространства России. «Россия в Эрарте» — это дорога с двухсторонним движением: один вектор проекта предполагает регулярное проведение крупных выставок, представляющих современное искусство того или иного региона России в музее Эрарта в Санкт-Петербурге; другой вектор связан с организацией выездных выставок Эрарты в регионах. Специалисты музея регулярно посещают регионы, просматривая материал и отбирая работы талантливых художников. Отдельным регионам, которые известны своей интересной художественной жизнью и в которых существуют институции-партнеры, предоставляется возможность проведения выставок в Петербурге. Таким образом состоялись выставки из Самары, Перми, Новосибирска, Ижевска, Уфы, Краснодара, Омска, Новокузнецка, Красноярска, Иркутска. Оказалось, что это были первые комплексные показы искусства этих городов в северной столице. Выставки продемонстрировали, что в регионах России живут и работают талантливые современные художники.

Эрарта, в свою очередь, провела выставки в Краснодаре, Перми, Новосибирске, Сургуте, Ханты-Мансийске, Новгороде Великом, Выборге, Красноярске, Иркутске, Челябинске, Екатеринбурге, Алма-Ате, Астане, Липецке. На днях открывается выставка в Саратове.
Одна из главных задач проекта «Россия в Эрарте» — популяризация и продвижение ярких и самобытных художников из регионов среди профессионального сообщества и широкой зрительской аудитории. Региональные выставки в Эрарте- это и один из способов формирования музейной коллекции, задуманной как общероссийская. В коллекции Эрарты художники из 26 городов России.

- Как возникла идея проекта «На краю Европы. Страницы художественной жизни Екатеринбурга», кто является организатором?

Идея организации выставки современного уральского искусства изначально закладывалась в концепцию программы «Россия в Эрарте», но реальное обсуждение началось в период, когда шла подготовка выставки «Современная российская живопись из коллекции Эрарта» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Идею поддержал директор музея Н.Корытин. Активная фаза подготовки развернулась уже весной этого года. После прихода нового арт-директора — Е.Шипицыной к работе над проектом подключилась Екатеринбургская галерея современного искусства. Таким образом, проект партнерский, его организаторы — Музей современного искусства Эрарта, ЕМИИ, Екатеринбургская галерея современного искусства.
 

Проект масштабный…Какие трудности возникали в процессе подготовки?
Подготовка выставки -непростой процесс, включающий решение не только организационных, юридических, логистических задач, но прежде всего решение концептуальных вопросов, выработка консенсуса. В течение двух месяцев формирования и согласования визуального ряда выставки между организаторами шла активная дискуссия о ценностях в искусстве. Все сошлись на том, что эта первая выставка современного искусства Екатеринбурга в СПб и должна носить обзорный характер, представлять явление с определенной глубиной ретроспекции.

- Каковы критерии отбора работ и формирования экспозиции? Имена каких художников Екатеринбурга можно увидеть сейчас в проекте?

Было важно показать основные имена качественными работами, не потерявшими художественной актуальности. В экспозиции работы ярких представителей екатеринбургской школы, вошедших в историю отечественного искусства ХХ века и попавших в коллекции российских музеев, а также авторов, в полной мере проявивших себя уже в XXI веке. На выставке можно увидеть сохранившего живописную экспрессию легендарного патриарха уральского искусства М.Брусиловского, классика российской графики В.Воловича, знаковых художников Екатеринбурга Г. Метелева и А.Калашникова, А. Антонова. В проекте участвуют художники хоть и моложе вышеназванных, но уже в довольно зрелых летах — С.Айнутдинов, Л. и В. Анцифировы, Лаушкин, Реутов, Степанов, Кравцев, Алексеев-Свинкин, Баранов. Едва ли не самыми молодыми являются Александрова и Азерная.

- Какое количество работ представлено и есть ли в экспозиции наиболее знаковые для Урала произведения искусства?

Не весь подготовленный материал вошел в экспозицию. За то был выбор, была возможность подобрать более точные «экспозиционные рифмы», расставить акценты. Всего в экспозиции представлено более 60 работ. Кроме уже названных классиков уральского искусства конца ХХ века хотелось бы отдельно сказать о работах В. Наседкина монументальных, минималистических и реалистических одновременно. Он представил действительно знаковые для Урала произведения их серии «Земля. Завод Уралмаш», до этого лишь единожды показанные на Индустриальной биеннале в Екатеринбурге.

- В чем актуальность проекта и какова значимость участия Екатеринбургских авторов в нем?

Урал в целом и его столица Екатеринбург обладают не только огромным художественным потенциалом, но и значительной происходящей и уже прошедшей культурной историей. Но культура Екатеринбурга во многом самодостаточна. Если уральское кино, литература, театр, музыка все-таки вполне «конвертируемы» и довольно известны, изобразительное искусство, возможно в силу своей природы и вопреки своему качеству, гораздо менее известно за пределами региона. Один из участников проекта художник Игорь Вишня назвал выставку своего рода прорывом. Действительно, в Петербурге очень мало знают об уральских художниках, которым есть на самом деле, что показать. В Екатеринбурге в сфере искусства экспорт намного превосходит импорт. Хорошо, что Галерея современного искусства занимается коллекционированием и продвижением уральского искусства и приняла участие в реализации проекта.

- На каких условиях создавался проект?

Идеальных условий не бывает, всегда чего-то не хватает, например, времени. Но все же мы уложились в заявленные сроки.

- Планируется ли представить проект в других городах, странах? Какая перспектива продолжения проекта?

Было бы интересно представить этот проект в других городах и странах. Правда, нынешнее время не самое благоприятное для передвижных выставок.
Открытая сейчас в Эрарте выставка - это только часть проекта, первая часть. Проект будет иметь продолжение во времени. В будущем году мы надеемся вместе с Екатеринбургской галереей современного искусства собрать более масштабную выставку, представляющую не только страницы художественной жизни Екатеринбурга, но искусство всего Уральского региона.

- Какова была реакция петербургской публики на экспозицию? Появились ли уже поклонники Екатеринбургских авторов?

На открытии выставки были прежде всего представители художественного сообщества –арт-критики, музейщики, коллекционеры, художники. Среди них - легендарный скульптор К.Симун –автор памятника «Дорога жизни», Л. Сморгон, А. Зинштейн, В.Вальран, А. Косенков, Н. Благодатов, Н. Симановский и др. Присутствующие отметили редкий профессионализм уральских художников. Ежедневно я захожу на выставку. Интересно наблюдать реакцию «повседневного» зрителя. Пожилые интеллигентные зрители, привыкшие видеть в искусстве нарротив, внимательно смотрят графические работы С.Айнутдинова, являющиеся чуть ироническим комментарием к бесконечной пушкиниане, молодые успешные женщины задерживаются у романтических и перфекционистских работ Александровой, люди постарше несколько раз даже спрашивали о возможности их приобретения, молодежь любит фотографировать (без вспышки можно) объекты А.Баландина, в сети можно обнаружить достойные обложек глянцевых журналов фотографии безупречно стильных красавиц на фоне геометрических заводов В.Наседкина. Есть свой зритель у работ Л. и В. Анцифировых.

- Каковы перспективы сотрудничества художников Екатеринбурга с культурной столицей?

Я надеюсь в рамках программы «Россия в Эрарте» ежегодно организовывать выставки уральских художников в Петербурге. Мы планируем создать персональные странички екатеринбургских художников (давших на это согласие) на сайте Эрарты.
Участие в выставках открывает для художников новые возможности, как в творческой, так и в практической сферах. Надеюсь, что работы екатеринбургских художников появятся и в коллекции нашего музея.
 

> к списку статей

 
Дизайн: Н. Ермакова Разработка: Д. Ермаков
инфо события виртуальный визит пресса о нас контакты документы
каталог авторы
текущая архив медиа визитки презентации
картины постеры книги комиссия как купить
экскурсии аренда залов экспертиза багетная мастерская коктейль-бар школа творчества
информация о содружестве участники содружества рейтинги и продажи
продажа приобретение