RUS  |  ENG

Россия, г. Екатеринбург,
Верх-Исетский бульвар, 15/4
Синара Центр

 

Задать вопрос
галерее
modernart@list.ru

 

Часы работы:
ежедневно с 11:00 до 21:00 (касса до 20:00)

Больше чем гвозди

Газета «Вечерний Екатеринбург», Надежда БАЯНДИНА, 2 ноября 2015 г.

В магии «Чёрного квадрата» МАЛЕВИЧА мировое искусствоведческое сообщество разбирается до сих пор. Но ценность (вернее — бесценность) этого творения уже никем не оспаривается. Арт-объекты, вошедшие в экспозицию выставки «Я — Спутник», открывшейся в Екатеринбургской галерее современного искусства (ул. Красноармейская, 32) 29 октября, не так однозначны. Но тем, наверное, и интересны…

«При чём тут Малевич?» — возможно, спросит, читатель. Всё просто. Выставка, включённая в параллельную программу III Уральской индустриальной биеннале современного искусства, посвящена 100-летию «Чёрного квадрата».

 — Когда крупнейший исследователь творчества Малевича Александра ШАТСКИХ установила точный день рождения «Чёрного квадрата» — 8 июня 1915 года по старому стилю, то в пересчёте на новый стиль получилось сакральное космическое число 21 — день летнего солнцестояния, — рассказала на открытии выставки арт-директор галереи Елена ШПИЦЫНА. — Но 100 лет назад случилось ещё одно событие «космического масштаба» — создание Велимиром ХЛЕБНИКОВЫМ в Москве «Общества Председателей земного шара». Уже тогда было понятно, что художник в России — больше чем художник. Как, собственно, и поэт.

Это было время торжества русского авангарда. На выставке тоже представлен авангардизм во всём его многообразии. Только с местным колоритом. Какие-то объекты созданы ещё в постперестроечное время, какие-то в наши дни. Но все они лаконичны по исполнению (простейшие конструкции из дерева, металла, картона) и богаты по смыслу. А ещё… актуальны. Даже те, что родились в прошлом веке. Например, работа Николая ФЕДОРЕЕВА «Комар-Самотлор» призывает обратить внимание на проблему истощения природных ресурсов. Гибрид обыкновенного кровососа и нефтяной вышки — это по сути метафора ненасытности бизнеса, жадно пьющего «кровь земли».

 Николай Зотеевич — единственный участник выставки, не доживший до наших дней (жизнь художника оборвалась в 1996 году). По словам Игоря ШУРОВА, хранившего у себя работы мастера, долгие годы инсталляции Федореева были никому не интересны. И вот его работы вновь увидели свет, явив екатеринбургскому зрителю ещё пока малоизученное направление «свердловский соц-арт». Другая федореевская инсталляция — «Я — Спутник», давшая название выставке, обрисовывает образ художника, этакого «солдата искусства», шагающего по земле в грубых кирзовых сапогах.

Игорь Шуров тоже поднимает в своих работах социально значимые темы, используя в том числе довольно редкую технику — ассамбляж (коллаж из объёмных предметов. — Прим. авт.). Выставку предваряет ассамбляж «На старой основе», состоящий из двух частей: «Агропром», созданной ещё в 1987 году, и «Нанопром», родившейся в 2013-м. И в той и в другой работе фигурирует рабочая рукавица, только в более современной интерпретации она напоминает по форме компьютерную мышь с хвостом-проводом. Да, физический труд частично заменён интеллектуальным. Но суть от этого не меняется: сильные по-прежнему эксплуатируют слабых.

Весьма актуальна инсталляция «Плацкарта РЖД», представляющая собой штрих-код из чередующихся обычных и железнодорожных гвоздей-костылей, выкрашенных позолоченной краской.

 — Эта работа родилась в ответ на очередное повышение цен на железнодорожные билеты, — поведал Игорь Шуров. — Лично я объяснил для себя подорожание тем, что костыли начали делать из золота.

Просты по форме, но не по смыслу работы Владимира ЖУКОВА. Массу ассоциаций вызывает инсталляция «Открытие», состоящая из двух наложенных друг на друга листов металла со слегка отогнутым уголком. То ли это констатация факта, что каждый человек — закрытая книга, которая иногда приоткрывается. То ли призыв начать жизнь с чистого листа…

Четвёртый участник выставки — Антон ТАКСИС тоже любит экспериментировать с формой, цветом и материалом.

— Однажды я пришёл в художественный салон и увидел жёлтую рейку, словно застывшую в воздухе, — поделился воспоминаниями Антон. — И столько было восторга в этом жёлтом цвете, в этом парении, что я решил немедленно встретиться с автором этой работы — Николаем Федореевым. Увы, на следующий день его не стало. Но потом я попытался воссоздать что-то подобное.

Так родилась инсталляция «Парящая жёлтая», посвящённая памяти лидера свердловского соц-арта. На выставке она соседствует ещё с несколькими супрематистскими композициями из деревянных реек. Те же картины Малевича, только в объёме. Вроде бы ни о чём и вместе с тем обо всём сразу.

Да, работы, представленные на выставке «Я — Спутник», весьма неоднозначны. Но то, что они заставляют задуматься — факт…

 

 

Подробнее: http://вечерний-екатеринбург.рф

> к списку статей

 
Дизайн: Н. Ермакова Разработка: Д. Ермаков
инфо события виртуальный визит пресса о нас контакты документы
каталог авторы
текущая архив медиа визитки презентации
картины постеры книги комиссия как купить
экскурсии аренда залов экспертиза багетная мастерская коктейль-бар школа творчества
информация о содружестве участники содружества рейтинги и продажи
продажа приобретение