RUS  |  ENG

Россия, 620075
г. Екатеринбург,
ул. Красноармейская, 32
т/ф. +7(343)350-22-00  


посмотреть на Google.Map

 

Задать вопрос
галерее
modernart@list.ru

 

Часы работы:
ежедневно с 11:00 до 20:00 (касса до 19:00)

"Женственность в творчестве сюрреалистов. Восторги и фобии"

, Анастасия Уварова, 15 марта 2016 г.

Восторги и фобии по «женственности» в творчестве современных сюрреалистов начались на очередной встрече клуба «Арт-смотритель» с обсуждения литографии Рене Магритта «Великая война». Благородная дама в кипенно-белом одеянии, с кружевным зонтом и изящной широкополой шляпе, украшенной воздушными перьями смотрит на зрителя, но лицо ее нам не видно. Оно сокрыто за небольшим букетом лиловых фиалок, обрамленных нежно-зеленными листьями. За ее спиной спокойное море и голубое небо, усеянное редкими облаками. Парапет набережной отделяет эту загадочную «леди» от бескрайнего простора неизвестности. Какие мысли вызывает этот образ? Почему лицо женщины скрыто от нас? И с чем связано название картины? Эти вопросы задали участникам дискуссии, и появилось несколько любопытных трактовок. Один из гостей предположил, что это название отсылает к известному высказыванию «все войны из-за женщин», приведя в пример троянскую войну, причина которой, была в похищении божественной красавицы. А модераторы вечера, Елена Шипицина и художник-сюрреалист Сурен Хондкарян, поделились своими интересными размышлениями. По мнению Елены в этом поэтичном образе запечатлена тоска по довоенным временам, по тонкому миру и нежному образу женщины, который война, к сожалению, безжалостно стерла. А Сурен увидел в этом сюжете олицетворение внутренней борьбы всех девушек – молодость быстротечна, как и свежесть фиалок. Прекрасные цветы символизируют будущее увядание женского лица, скрытого от зрителя.

Сам Рене так описал эту работу в письме к другу Патрику Валдбергу :
«Интересное в этих картинах - это внезапно ворвавшееся в наше сознание присутствие открытого видимого и скрытого видимого, которые в природе никогда друг от друга не отделяются. Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое. Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Между тем, что мир предлагает нам как видимое, и тем, что это данное видимое под собой прячет, разыгрывается некое действие. Это действие - зримо, и оно - как борьба, и потому название Великая война воспроизводит его содержание с достаточной точностью». Эти слова мастера дополняют его творческое мировосприятие и дают импульс к более ясному пониманию сути картин. Внешняя индивидуальность людей главным образом видна в чертах лиц, на которых отражаются не только прожитые годы, но и глубокие эмоции, и различные переживания, оставившие отпечаток в душе. Лицо женщины на картине закрыто, как сокрыта от зрителя и ее душа.

Интересным переходом к новой теме в этой увлекательной беседе был перформанс, вдохновением, для которого стал сюжет одной из самых известных литографий Магритта – «Голоконда». Исполнитель танца всегда интересовался живописью другого знаменитого сюрреалиста - Сальвадора Дали, но однажды случайно увидел эту картину Рене Магритта и она его поразила. Сравнивая свои впечатления, он отметил, что в работах Дали множество фантастических и неподдельно утопических вещей и образов, в то время как в творчестве великого бельгийца все лаконично, но простые детали и обыденные предметы преобразованы в нечто невообразимое и невозможное по своей силе визуального воздействия.

По-своему интерпретировал «Голоконду» и Сурен Хондкарян, в его творчестве она отражена в двух работах, написанных с разницей в несколько лет. В темные окна высоких домов «пикируют» с неба безликие люди, точно из мнимого портала, спускаются их души. Они летят к пустым окнам, как птицы, возвращающиеся в свои гнезда. Художник так и назвал эту работу - «Возвращение из снов». На другой картине больше четких деталей и прямых отсылок к литографиям Магритта. Одинокий мужчина в напряженной позе сидит за громоздким столом в темной комнате, с потолка по шнуру от лампы спускается огромная змея и вот она уже практически готова войти в его тело. За двумя широкими окнами, с полным отчуждения взглядом, стоят те самые «мужчины – футляры», что публика не раз видела в работах Рене Магритта. Сюрреалист Хондкарян показывает угнетающее состояние и одиночества своего героя, его жуткое отчаянье, печаль и боль. Один из зрителей заметил в витражных стеклах окна клетку, за которой реальный безразличный к человеку мир, а другой гость воспринял эту деталь, как метафору истерзанной души героя, запертой внутри себя.

Искренность встречи клуба «Арт-смотритель» достигнута уникальной возможностью свободно озвучить все мысли и чувства, вызываемые образами на картинах, рассказывать какие эмоции в данный момент переживаешь и услышать о том, что в свою очередь трогает души собеседников. Таким образом, картины обретают множество разнообразных граней, и каждая из которых имеет свой отблеск в сознании. Невидимый мостик от своих личных размышлений к мыслям художника является итогом непосредственного и увлекательного разговора с ним, диалога реального или воображаемого.
 

> к списку статей

 
Дизайн: Н. Ермакова Разработка: Д. Ермаков
инфо события виртуальный визит пресса о нас контакты документы
каталог авторы
текущая архив медиа визитки презентации
картины постеры книги комиссия как купить
экскурсии аренда залов экспертиза багетная мастерская коктейль-бар школа творчества
информация о содружестве участники содружества рейтинги и продажи
продажа приобретение