RUS  |  ENG

Россия, 620075
г. Екатеринбург,
ул. Красноармейская, 32
т/ф. +7 (343) 350-22-00
посмотреть на Google.Map

 

Задать вопрос
галерее
modernart@list.ru

 

Часы работы:
Ежедневно с 11 до 20

Эволюция живописного языка Валентины Михайловны Ваксман в жанре портрета.

, Искусствовед Решетникова Анна, 29 сентября 2016 г.

Валентина Михайловна Ваксман, получив классическое академическое образование сначала в Ярославском художественном училище, а затем художественное высшее, окончив Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, состоялась на уральской земле как театральный художник, а затем как станковист с обращением к таким жанрам, как натюрморт, пейзаж и портрет. Эволюция живописного языка полнее и шире раскрывает творчество Валентины Михайловны, что особенно прослеживается в портретном жанре.

К ранним работам относится датированный 1974 годом «Автопортрет», находящийся в собрании Галереи современного искусства (г. Екатеринбург). Он был написан темперой на картоне в период активной деятельности Валентины Михайловны в качестве театрального художника в Челябинске. С остротой и гротеском, она обратила свои черты в шарж, обращаясь к традициям передачи формы в кубизме. Острые грани плоскостей и открытый жёлтый, неспокойный, будоражащий цвет, создали напряжение в работе, а пронзительный взгляд оказался направленным прямо на зрителя.

С годами пластический язык живописи В.М. Ваксман претерпел некоторые изменения. В этой связи показателен портрет И.В. Винокур (2000), хранящийся в мастерской Валентины Михайловны и отличающийся отсутствием психологизмаи, свойственного ранним портретам, с подчёркнутым аристократизмом модели. Передавая женское обаяние через живописную пластику, художник создаёт внешне привлекательный образ, не раскрывая сущность, внутренний мир модели. Художник, тем самым, задаёт некоторую дистанцию между зрителем и образом, запечатлённом на портрете, некую неуловимую границу между внешним и внутренним. В этом – деликатность художника, связанная, в том числе, и с поставленными самим художником задачами. Зритель может судить только о внешней привлекательности модели, которая раскрывается через внешние атрибуты, аксессуары: меха, в которые облачена женщина, золотые украшения, подчёркнуто яркий макияж, – все изысканно, в единой золотисто-коричневой гамме. Неслучайным является выбор положения модели – разворот в три четверти. В этом случае взгляд модели обращён от зрителя. При этом ладони женщины сложены друг на друга, что является «говорящим» жестом. Направленный в сторону, с нотами меланхолии и некоторой степенью отрешённости взгляд, «закрытость» позы – всё говорит о том, что модель не желает пускать кого-либо в свой внутренний мир, не открывая его даже для художника. Зритель, лично не знакомый с изображённым на холсте человеком, с трудом догадается, что перед ним – преподаватель рисунка Челябинского художественного училища. Помещая фигуру в пространство с угадывающимися формами предметов интерьера учебной студии, В. Ваксман представляет В.Винокур не как педагога, человека творческого, интеллектуального труда, а как привлекательную женщину, обладающую своим шармом и обаянием.

Иллюстрации к тексту:

- В.М. Ваксман «Автопортрет» (1974) из собрания Екатеринбургской галереи современного искусства

- В.М. Ваксман. Портрет И.В. Винокур (фрагм). 2000. Холст, масло.

> к списку статей

 
Дизайн: Н. Ермакова Разработка: Д. Ермаков
инфо события виртуальный визит пресса о нас контакты документы
каталог авторы
текущая архив медиа визитки презентации
картины постеры книги комиссия как купить
экскурсии аренда залов экспертиза багетная мастерская коктейль-бар школа творчества
информация о содружестве участники содружества рейтинги и продажи
продажа приобретение