RUS  |  ENG

Россия, 620075
г. Екатеринбург,
ул. Красноармейская, 32
т/ф. +7 (343) 350-22-00,
т. +7 (343) 358-99-96
modernart@urtc.ru

Часы работы:
Ежедневно с 11 до 20 часов
без перерывов и выходных

Анахронизм в действии

КоммерсантъWeekend, Кася Попова, 30 октября 2009 г.

На самом входе на выставку «Классическая Италия» при виде первой же тины ноги сами останавливаются: чу! мы где-то это уже видели! Ощущение deja vu – одно из главных впечатлений от экспозиции, которая может служить контрольной работой на тему «Знай и люби старых мастеров».
В Екатеринбургской галерее современного искусства выставлены работы современных художников, которые живут в Неаполе и пишут картины, предназначенные для украшения интерьеров, в манере старых мастеров. Не копии – но оригинальные работы, по которым можно изучать особенности живописной манеры старых голландцев, скажем, Виллема Хеды или Питера Класа, английских маринистов или французских импрессионистов. Жанр этот достаточно распространен на Западе и называется «анахронизмом».
Упомянутый натюрморт, приветствующий посетителя, принадлежит кисти Сальватора Маринелли. Практически в каждом крупном музее мира можно увидеть точно такое же дельфтское блюдо, лимон с завитком срезанной кожуры и очаровательный стеклянный бокал на пузырчатой ножке. Имеются они, к примеру, и в Эрмитаже и принадлежат Виллему Кальфу, одному из создателей натюрморта как жанра.
При рождении натюрморт (nature morte – «мертвая природа» по-французски) отвечал не столько эстетическим, сколько презентационным потребностям. В начале XVII века голландцы только что выгнали из своей страны испанцев и, пользуясь независимостью, немедленно отправились бороздить моря и океаны, откуда привозили массу диковинок, за счет чего окружающий их предметный мир значительно расширился. Изображения заморских чудес и деликатесов служили своего рода перечнями достатка. Кальф чутко относился к потребностям публики и стремился делать свои натюрморты побогаче. Правда, в качестве натурщиков он располагал только пузырчатым бокалом, фарфоровой плошкой и золотым кубком – их он, собственно, всю жизнь и писал, расставляя то так, то этак. К старости он разжился кубком раковины наутилуса — его «портрет» выставлен, например, в мадридском музее Тиссен-Борнемиса.
В работах анахрониста Маринелли, созданных на 400 лет позже, «натурщики практически те же, то же коричневый колорит, та же тщательность исполнения. Разве что не хватает иллюзионизма: те, чьими полотнами дорожат музеи, Емели написать персик, неотличимый от настоящего, и муху, на которую каждый махал рукой. Но и времени тратили, надо полагать, побольше, чем современные неаполитанские мастера. Ян Брейгель, например, сетовал, что потратил более полугода на создание знаменитого «Букета», хранящегося в Милане, поскольку расцветающие в разные времена года цветы он писал с натуры. «ЗА это время мог бы уже два пейзажа закончить», - ворчал он. Лоренцо Ренци, чьи флористические опыты представлены на выставке, такой самоотверженностью не страдает, да и тепличные цветы сейчас «поспевают» круглый год. А Паоло Тури вообще предпочитает изображать растения одного вида, и особенно ему удаются пионы.
Современные полотна лишены мрачности, неотъемлемой от голландского натюрморта, где соблазнительно чувственная роскошь обязательно сочетается с морализаторством насчет того, что все мы смертны. Наиболее прямолинейные голландцы пристраивали череп по соседству с драгоценным изобилием, более утонченные писали погасшие светильники, отсчитывающие срок часы, подгнившие фрукты или увядающие цветы.
Натюрмортом выставка не исчерпывается. Специально для англоманов имеются портреты коней Сандри Тесео – непременный атрибут всякого кабинета джентльмена (кони, естественно, суховатой английской породы). Трогательно выглядит полотна специалиста по морским битвам Джона Стивенса, которое навеяно и отчасти повторяет «Трафальгарскую битву» Кларксона Стенфилда, занимающую целую стену в Национальном морском музее Гринвича. Вариант Стивенса раз в пять поменьше и следует китайской мудрости: не жалейте флагов! Налицо превосходство судов, осененных «Юнион Джеком», проигрывают те, что с французским триколором: на то и Трафальгар. Думается, что присутствие такой картины в интерьере сильно укрепляет дух.

> к списку статей

 
Дизайн: Н. Ермакова Разработка: Д. Ермаков
инфо события виртуальный визит пресса о нас контакты документы
каталог авторы
текущая архив медиа визитки презентации
картины постеры книги комиссия как купить
экскурсии аренда залов экспертиза багетная мастерская коктейль-бар школа творчества
информация о содружестве участники содружества рейтинги и продажи
продажа приобретение